Евгений Гешин: “Коммент к креативу Базуки «Страна яблок»”

 

 

 

Для начала хочу поблагодарить издательство Альтерлит, что не зажабились, и выпустили книгу с высокой себестоимостью – твёрдый переплёт,

мелованная бумага, нормальный шрифт. Томик приятно в руки взять.

Наверное, всем уже известна фабула этого текста, но я повторюсь.

Ближайшее будущее. Миром правит Интрофай – всемирная биоинтегрированная паутина. Подавляющее большинство людей – «прошито». Чип вставлен в горло, и это очень удобно – можно заказать себе в уши музыку, можно управлять кухонным комбайном, можно повиснуть в чате навсегда, можно брать кредиты и осуществлять платежи. За косяки (не заплатил по кредиту), особи врезают в лоб видеоглазок, и провинившийся работает остаток жизни за доширак. И только кучка отщепенцев, которые отказались от прошивки, прячутся по разным @б@ням, живут натуральным хозяйством.

Однажды косорукие программёры решили абгрейдить Интрофай. Ну и началось… вернее, всё закончилось.

Мне кажется, что если Господь решит послать население планеты нах@й, то сделает именно так. И то, что это будущее – ближайшее, совсем неудивительно. Вспомните, что ещё в восьмидесятых мы считали видеотелефон фантастикой. А сейчас это скучная обыденность, да и телефон мы носим в кармане. Машины с автопилотами, «карчики» – уже есть.

«Послемир» тоже не совсем уютен. Помимо кучи трупов, сплавляющихся по реке в дальние дали, есть ещё живые злодеи и бытовые проблемы, типа как подоить стадо коров без электрических доильников. Крутись, как хочешь.

Вообще не очень люблю фантастику, а вот социальную фантастику – обожаю. У Стругацких между «Страна багровых туч» и «Град обреченный» я выбираю «Град».

У Смышляева – социофантастика. И доставила мне неиллюзорно.

Косяки:

  1. Роман начинается с описания всеобщего п@@деца. Описываются события в Москве, Перми и Красноярске. А время везде одно и то же – девять вечера. Вообще-то, в Перми это одиннадцать, а в Кырске – час ночи, все спать должны. Часовую разницу надо было учитывать. Понимаю, почему редактор (Кирзач) это пропустил – в Китае единое время для всей страны, хотя у нас эта территория занимает три часовых пояса.
  2. Голова закружилась от описания географии Москвы, сгоревшей и заваленной гниющими трупами. Особенно район Южный порт – Автозавод – Волгоградка- Таганка.  Вроде герои едут на велосипедах по Пролетарке, а тут – х@якс! Тринадцатая горбольница. Кстати, в роддоме при этой больнице я и родился (тут автору зачот афтаматом). Дальше – правильно, – «повернули на Машиностроения». Кстати, улиц Машиностроения – две. Можно было понтануться и указать, на какую из них – 1-ая улица Машиностроения, 2-ая…
  3. Не знаю, когда автор начал писать текст, но станции Карачарово уже не существует. Её переименовали в Нижегородская, обосрав тем самым великую поэму «Москва – Петушки». Хотя очень надеюсь, что у нас появится мер родом из Москвы, и вернёт название. А также памятник Венечке на Курский вокзал.
  4. Виталий начал писать роман от первого лица многих персонажей. Это очень трудно, поверьте. Ладно, ещё режим «интервью» – короткие фразы, а когда ты пишешь полноценный текст, можно с ума сойти. Потом Базука плюнул, и от первого лица работал только один персонаж. Не хочу давать советы, но лучше бы так с самого начала.

Ништяки:

  1. Автор – великолепный психологист. Муть душевную героев он подымает со дна, и свет душевный он показывает. Он описывает то, в чём большинству из нас стыдно признаться самому себе. Уместно ли сравнить его с Достоевским и Горьким? Уместно, особенно с Горьким.
  2. В тексте есть умеренная физиологичность. Да, люди блюют, испражняются и разлагающиеся трупы пахнут плохо. Это правда жизни. Но при прочтении это может не понравиться только гашековской графине, которая заплакала, когда солдат выпустил газы.
  3. Матчасть. Просто супер. Ну, не будем привередничать, что «передёрнул затвор» на самом деле «дослал патрон в патронник», так даже энергичнее. В остальном – на высоком уровне. Я не верю, что автор сам доил коров, варил сыр, расстреливал людей и принимал годные инженерные решения. Просто всего на свете не успеешь. Значит, Базука много читает правильные книги.
  4. У автора великолепный русский язык. Я ни разу не споткнулся в тексте. Если учесть, что у нас засилье косноязычных идиотов – просто свежий родник в окружении слива нечистот.
  5. Образность и детальность. Ненавязчивые, но ощущение такое, что смотришь качественный фильм.
  6. Размышление о социуме выполнены доступно, ярко и самое главное – не претендующее на истину. В стиле Стругацких – думай сам, с-сука.
  7. Энергия текста. Невозможно оторваться. Очень прошу вас, коллеги, не ходите с этой книгой в туалет. Прилипнуть задом к унитазу часа на два – именно так приобретается геморрой.

Резюме:

Знаете, лучшая оценка книги, это когда тебе жаль, что она закончилась. Мне было очень жаль. Давно не читал так вкусно.

Как говорят в приличном обществе, «аффтар, пешы исчо».

Мнение:

Из послесловия Вадима Чекунова (Кирзач), я понял, что будет продолжение. Ну, не знаю. Роман самодостаточен, и продолжения не требует. Хотя наверняка есть  банда  трупоедов, которая всё это замутила. Но с Клязьмы их не достать…